«В аспирантуру я пошел не только писать диссертацию, но и учиться»

21 января в России и ряде сопредельных стран отмечается День аспиранта. О том, как желание лучше узнать социально-экономические особенности родного региона, а убеждение, что прийти в науку, имея за плечами опыт аналитической работы в муниципальной сфере, – это вовсе не недостаток, а преимущество, о Тюмени и Тюменской области в контексте всеобщей российский урбанизации, а также о том, какая она – идеальная аспирантура для практика и теоретика, – в интервью с экс-аспирантом Института географии РАН Александром Шелудковым, успешно защитившим кандидатскую диссертацию в прошлом году.

– Александр, что тебя привело в науку?

– К моменту, когда я решил поступать в аспирантуру, я проработал больше двух лет в должности аналитика в Совете муниципальных образований Тюменской области. Это была интересная работа. Мы готовили аналитические записки и комментарии к готовящимся законопроектам и просто доклады о развитии сельской местности. Приходилось очень много ездить, говорить с людьми, изучать статистику. За два года я побывал во всех районах Тюменской области, видел несколько десятков деревень. Полевая работа изначально была построена как научная: у нас были гипотезы и вопросы, анкеты для интервью, полевые дневники и пр. Нам помогал Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники», с которым в 2016 году мы выпустили небольшую книгу. В итоге накопилось очень много материала, и мне захотелось сложить его в какую-то общую картину. Формат диссертации отлично подходил для этого. Но не хватало понимания общего контекста и теоретической базы: я знал, что происходит в нашем регионе, но слабо представлял ситуацию за его пределами. Поэтому в аспирантуру я пошел не только писать диссертацию, но и учиться.

– А почему твой выбор пал именно на аспирантуру Института географии РАН?

– В Тюмени сильная ландшафтная школа – мое магистерское образование связано именно с ландшафтным планированием. Но мне нужна была социально-экономическая география, и ИГ РАН здесь – вне конкуренции. Кроме того, мой коллега-географ из Тобольска Сергей Рассказов защитил в 2009 году диссертацию в ИГ РАН, и я слышал от него только положительные отзывы.

– Были ли какие-то трудности, с которыми ты столкнулся?

– Было невозможно совмещать учебу с работой и жить на два города. Первый год я постоянно перемещался между Москвой и Тюменью. Кроме того, находясь большую часть времени в другом городе, ты выключен из сообщества – семинаров и конференций в Zoom тогда еще не было. В итоге я переехал в Москву, а здесь главные трудности были уже связаны с тем, что жизнь в столице заметно дороже. Если говорить о трудностях аспирантуры в целом, то психологически мне было довольно сложно работать над одним проектом в течение нескольких лет – так, чтобы он не превратился в камень на плечах, который хочется скорее сбросить. Здесь у каждого свой стиль работы, и мне было проще писать отдельные статьи по разным аспектам диссертации, а на самом последнем этапе соединять их в единый текст.

– Как и чем учеба в аспирантуре помогла тебе?

– В первую очередь, научным руководством и возможностью общаться с коллегами. Я благодарен моему руководителю Ольге Борисовне Глезер за помощь на всех этапах прохождения аспирантуры, а также моим коллегам из отдела социально-экономической географии за благожелательную критику и за очень приятную рабочую атмосферу, которая стимулирует меня продолжать заниматься наукой. Кроме этого, аспирантура дает формальный статус, который открывает двери для разных видов мобильности – молодежных школ, конференций, стажировок и пр. Мне кажется, важно не упускать эти возможности. Многие бросают аспирантуру, не выходят на защиту. У этого есть субъективные факторы: люди понимают, что наука им не интересна. Но есть факторы и объективные, связанные с нехваткой времени и необходимостью совмещать учебу в аспирантуре с работой. Мне кажется, в России должна развиваться модель, при которой люди приходят в качестве аспирантов сразу в большие проекты и по факту становятся сотрудниками институтов/университетов.

– Как думаешь, каков основной путь приобретения знаний в аспирантуре, помимо посещения занятий, изучения литературы и общения со старшими коллегами?

– Для меня этим путем стали многочисленные поездки. Мне кажется, для географа вообще самое главное – не сидеть на месте, а много ездить. Только сравнивая разные города, регионы и другие объекты исследований можно увидеть общее и разницу.

– А твой опыт работы аналитиком тебе как-то помог в получении нового статуса?

– А как же! Георгий Михайлович Лаппо, известный советский и российский географ-урбанист, говорил, что прийти в географию из другой дисциплины, прийти в науку позже, имея за плечами уже какой-то опыт, – это не недостаток, а преимущество. Работа аналитиком научила не доверять статистике и вообще критично относиться к любой информации.

– Расскажи немного о теме твоей диссертационной работы.

– Моя диссертация рассказывает о том, как и почему менялось сельское расселение в Тюменской области в постсоветский период. Это попытка внести вклад в общее понимание того, что происходило и происходит с сельской местностью в России на фоне урбанизации, экономических трансформаций и индустриализации сельского хозяйства; почему в отдельных регионах и на локальном уровне мы иногда видим картину, которая сильно отличается от общероссийских тенденций; как на это влияют историко-географические, демографические факторы, особенности устройства местного самоуправления и пр. Помимо качественного разбора причинно-следственных связей, я пытался предложить формальные методы их описания через моделирование и статистику.

– Всем этим Тюменская область как-то выбивается из общероссийских тенденций?

– Тенденции в принципе везде одни – сокращение сети сельских населенных пунктов и численности сельского населения. В Тюменской области это выражено не так резко. Исторически здесь более крупноселенный характер (крупные села стабильнее), более поздний старт урбанизации, поэтому менее деформированная половозрастная структура. Да и сегодня, несмотря на то, что Тюмень один из самых быстро растущих городов России (за 15 лет численность населения увеличилась с 500 до 800 тысяч), рост идет не за счет сельских мигрантов, а мигрантов из соседних регионов. Есть и региональная управленческая специфика: более высокие доходы позволяют поддерживать в лучшем состоянии социальную инфраструктуру. Развита система кооперативов, в которую вовлечено около 20 тысяч семей, что смягчило последствия резкого сокращения занятости на сельхозпредприятиях.

– Ты стал кандидатом наук. Что дальше?

– Во время учебы в аспирантуре я был вовлечен в большой проект по изучению староосвоенных районов России. Это был грант, поддержанный Российским научным фондом, руководила им Татьяна Григорьевна Нефедова. Урал и Зауралье, включая юг Тюменской области, как раз были одним из ключевых регионов. В конце 2021 года проект закончился, и мы выпустили большую книгу по нему. Сейчас у меня есть проекты, в том числе, с тюменскими коллегами – о культурных ландшафтах Зауралья. А в принципе, я продолжаю заниматься темой расселения и миграций (мобильности населения). Во время учебы в аспирантуре я ездил на стажировки в Германию, где учился, в том числе, программированию и работе со снимками. И сейчас основная тема моих работ – это исследование долговременной и сезонной мобильности населения по ночным спутниковым снимкам.

Справочно:
21 января 1925 года Совнарком РСФСР утвердил «Положение о научных работниках вузов» (опубл. в СУ РСФСР. 1924. № 7. Ст. 44), а также «Инструкцию о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам» (опубл. в Еженедельнике НКП. 1925. № 30. С. 18-19.). С тех пор аспирантами впервые официально стали называться лица, подготавливаемые к научно-педагогической деятельности. Перед ними ставилась задача обязательного освоения иностранного языка и общественного минимума наряду с освоением методологии и методики исследования и постижением теоретических основ избранного направления науки. Принятием этих двух документов фактически были заложены основы государственной системы подготовки научных кадров.

Всю информацию об аспирантуре в Институте географии РАН можно найти здесь

21/01/2022 - 01:00