Российская ассоциация прибалтийских исследователей представила очередной доклад из серии «Внутренняя и внешняя политика»

Российская ассоциация прибалтийских исследователей представила очередной доклад из серии «Внутренняя и внешняя политика». Работа «Является ли Прибалтика частью постсоветского пространства» подготовлена сотрудниками лаборатории геополитических исследований Института географии РАН О.И. Вендиной, В.А. Колосовым и А.Б. Себенцовым.

В докладе рассматривается вопрос правомерности отнесения прибалтийских государств и, в частности, Эстонии как страны, добившейся наибольших успехов в евроинтеграции, к постсоветскому пространству. Проанализированы выступления и интервью руководителей эстонского государства, новостные программы одного из ведущих каналов телевидения в течение года и содержание эстонских школьных учебников истории за весь постсоветский период. Хотя эстонские политики оценивают свою страну как «настоящего» члена ЕС, в отличие от «бедных родственников» из Южной Европы с их кризисами, коррупцией и финансовой недальновидностью, в символической сфере советское наследие еще далеко не преодолено. В официальном политическом дискурсе национально-государственная идентичность и парадигма развития страны по-прежнему определяются через противопоставление с Россией. Новых оснований для выработки эстонской идентичности, нацеленной на интеграцию ее населения, не возникло. Консервация политического дискурса эпохи распада СССР, его трансляция на разные социальные и поколенческие этажи общества через СМИ и прямое использование в индоктринации молодых поколений препятствует выходу общества из постсоветского состояния и включению внутренних механизмов развития. Несмотря на апелляцию к изначальной европейской принадлежности Эстонии, аргументы, используемые для обоснования эстонской идентичности, в самой Европе уже давно переосмыслены. Хотя Эстония по классификации Freedom House относится к странам со свободными СМИ, подход, используемый эстонским телевидением для освещения событий в России, практически не отличается от многих других постсоветских стран. Содержание школьных учебников отражает политику формирования национально-государственной идентичности. История страны подменена историей титульной нации. Это предопределило невозможность нейтрального или объективированного отношения к России. Представление о ней сводится к представлению о государстве, которое отождествляется с первыми лицами, распоряжающимися властью. Отчетливо проявляется тенденция запугивания населения для обеспечения контроля над общественным мнением. Таким образом, европейское пространство институтов причудливым образом накладывается на постсоветское пространство страхов и общественных настроений.

Доклад подготовлен на основе статьи «Является ли Прибалтика частью постсоветского пространства?», опубликованной в журнале «Международные процессы» № 1/2 в 2014 г.

23/04/2016 - 23:00