
Значимость добровольных рыночных механизмов регулирования экологической ответственности производителей продолжает возрастать, несмотря на «внешнее» окончание эпохи экономической глобализации и наступление периода «геоэкономической фрагментации». Экологические сертификации с участием третьей независимой стороны в качестве верификатора, заверяемая и аудируемая нефинансовая отчетность, независимые рейтинги и рэнкинги стали важными инструментами оценки и мотивации улучшения корпоративных экологических показателей и в настоящее время широко применяются финансовыми организациями по отношению к потенциальным получателям инвестиций. Непонимание и неучет этих механизмов создают ограничения и риски снижения конкурентоспособности для российского экспорта. К такому выводу пришли ученые Института географии РАН Евгений Шварц, Александр Воропаев, Андрей Птичников и Анастасия Байбар. Результаты опубликованы в статьях, вышедших в журналах Regional Research of Russia и «ЭКО».
В статьях рассмотрена эволюция мало или недостаточно понимаемых добровольных рыночно-ориентированных механизмов экологической ответственности. Для рассмотрения были сформулированы следующие вопросы:
– очему и как появились добровольные механизмы экологической ответственности, базирующиеся на международных стандартах и, как правило, независимые от национального регулирования.
– Что позволяет таким механизмам успешно развиваться в современных условиях, в том числе иногда вопреки позиции национальных регуляторов.
– Насколько значимо влияние текущей геополитической ситуации и прогнозируемой «фрагментации мировых рынков» на эффективность добровольных экологических стандартов.
По мнению авторов, значимость добровольных рыночных механизмов регулирования экологической ответственности производителей в целом будет только возрастать, даже несмотря на наблюдаемые процессыэлементы «геополитической фрагментации» мирового рынка. Это свидетельствует о формировании «новой нормальности» в мировой экономике, которая призвана обеспечивать охрану природных экосистем и защиту прав человека при производстве и торговле как потребительскими, так и сырьевыми товарами. Непонимание и неучет этих механизмов создают ограничения и риски снижения конкурентоспособности для российского экспорта.
Быстро развивающиеся рыночно-ориентированные добровольные механизмы экологической ответственности, вошедшие в практику отдельных компаний и бизнес-сообщества в целом, все еще недостаточно осознаются экономической и политической элитой страны. Экологические сертификации с участием третьей независимой стороны в качестве верификатора, заверяемая и аудируемая нефинансовая отчетность, независимые рейтинги и рэнкинги стали важными инструментами оценки и мотивации улучшения корпоративных экологических показателей и в настоящее время широко применяются финансовыми организациями по отношению к потенциальным получателям инвестиций.
Рейтинги могут вызывать позитивные эффекты не только в компаниях-участниках. Есть исследования, показывающие, что увеличение количества рейтингуемых фирм в рамках определенного сектора экономики приводит к изменению поведения всех компаний отрасли, мотивируя их тоже сокращать выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ, что значительно улучшает общеотраслевые показатели.
Рейтинги, рэнкинги, разного рода бальные оценки (scorecards) и пр. оказались эффективным «мягким» инструментом для повышения прозрачности деятельности компаний и улучшения производственных и операционных стандартов ряда товаров (т.н. soft commodities), получаемых при использовании биоресурсов . В первую очередь это касается товаров повседневного спроса (FMCG – fast moving consumer goods) и розничной торговли, которые наиболее подвержены давлению конечных потребителей. Однако в сырьевых отраслях, компании которых работают в основном в сегменте B2B (business to business), эффективность такого инструментария нуждается в дальнейшем углубленном анализе.
Добровольные механизмы экологической ответственности в добывающих и сырьевых отраслях, вероятно, требуют дальнейшего развития и диверсификации. Особенно актуально это для стран БРИКС и других развивающихся стран, в экономике которых высока доля нефтегазового, горнодобывающего и металлургического секторов.
Геополитические события последних лет, включая рост напряженности между США и Китаем в течение первого президентского срока Д. Трампа, позднее – между Россией и коллективным Западом (приведшие, в том числе к уходу ряда систем международных добровольных сертификаций из России), заставили говорить об возможном окончании эпохи или замедлении экономической глобализации и наступлении периода «геоэкономической фрагментации».
Авторы делают вывод, что и в новых условиях «геополитической фрагментации» экологические факторы продолжат играть важную роль на рынках с экологически чувствительным конечным потребителем. Значимость таких рынков в глобальной экономике не снижается, соответственно, и значение и авторитет добровольных механизмов экологической ответственности будет только расти, в том числе с учетом того, что в развивающихся странах с быстро растущим средним классом горожан (в первую очередь – в Китае, и Индии и Бразилии), а также в России внутренние рынки тоже постепенно будут становиться экологически чувствительными.
Аудированная и заверяемая отчетность об устойчивом развитии, различные рейтинги и рэнкинги играют значимую и все возрастающую роль в минимизации экологических и социальных рисков ведущих финансовых институтов, как национальных, так и международных. «Фрагментацияи» в применении нефинансовой отчетности, рейтингов и рэнкингов покав целом не наблюдается, и, вероятно, эти подходы останутся неизменными, даже в случае увеличения роли национальных валют и/или появления новой глобальной резервной валюты в мировой торговле.
Добровольные рыночно-ориентированные механизмы экологической и социальной ответственности шаг за шагом создают «новую нормальность» в мировой экономике, которая при производстве и торговле сырьевыми товарами будет обеспечивать охрану природных экосистем и защиту прав человека. Развитие таких механизмов включает в себя постановку четких целей и задач по формированию ответственных цепочек поставок, принятие эффективных мер для обеспечения прозрачности закупочных политик компаний и их отчетности, создание новых стимулов дальнейшего ответственного развития.