Зеленый фонд и Красная книга Москвы: способен ли мегаполис нарастить показатели экологической привлекательности

Сегодня столичный мегаполис переживает процессы мощного градостроительного развития. Параллельно с этим увеличиваются и площади его озеленения. Как эти процессы оценивают ученые? Может ли крупный город не утрачивать, а наращивать показатели своей экологической привлекательности? На эти и другие вопросы отвечает Николай Соболев, старший научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук, ответственный редактор Красной книги Москвы. Интервью было опубликовано в газете «Московская перспектива», что, по словам Николая Соболева, важно, поскольку это издание читают, в первую очередь, руководители соответствующих ведомств, градостроители, девелоперы и другие активные участники развития Москвы.

– Возможно ли в условиях насыщения и усложнения городской среды не ухудшать природную среду мегаполиса и развивать ее?

– Для гармоничного развития необходимо грамотное градостроительное управление, основанное на системном подходе. Этот подход определен во многих городских документах. Например, в обосновывающих материалах Генерального плана города Москвы говорится: «Для города наиболее значимым природоохранным мероприятием является сохранение непрерывного природного каркаса за счет формирования озеленения на участках жилой, общественной и производственной застройки, восстановления нарушенных территорий, реабилитации долин малых рек и размещения новых природно-рекреационных объектов». А закон города Москвы от 13 ноября 2024 № 27 вводит термин «зеленый каркас города Москвы» как совокупность территорий зеленого фонда, «имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение и обес- печивающих экосистемную и территориальную связанность и доступность территорий зеленого фонда». Этот же нормативный правовой акт определяет «максимизацию экосистемных функций» в качестве одного из принципов охраны и использования зеленого фонда.

Принцип связности – важнейший для поддержания живой природы в удовлетворительном состоянии. Такая связность может быть как топологической, так и функциональной. В последнем случае топологические разрывы между участками растительности или иными незапечатанными поверхностями содержатся так, чтобы не представлять собой непреодолимой преграды для передвижения животных и распространения семян растений. Перспективной задачей должно быть связывание с зеленым каркасом всех территорий зеленого фонда.

Надо учитывать, что город представляет собой потенциально привлекательную среду для многих живых существ: здесь теплее, есть разнообразные пищевые ресурсы и т.д. Наша задача – управлять этим процессом в направлении формирования стабильных экосистем с богатым разнообразием родной подмосковной природы. Это позволит обеспечить горожанам наличие благоприятной среды обитания и здоровый ежедневный отдых.

– Какие показатели можно считать наиболее важными для оценки состояния живой природы?

– Мы оцениваем сохранность живой природы на озелененных территориях высокой при наличии в ее составе многих обычных видов природной флоры и фауны и весьма высокой при наличии видов, занесенных в Красную книгу города Москвы. Подобный подход применяется в столице при оценке качества разнотравных газонов. На природных территориях в городе о базовой сохранности биоты (живой природы) говорит обитание обычных видов природной флоры и фауны. Обитание там растений и насекомых, занесенных в Красную книгу Москвы, свидетельствует о высокой сохранности биоты. А обитание позвоночных животных из Красной книги – о весьма высокой сохранности.

Независимо от этого важен и другой – отрицательный – показатель: отсутствие в экосистеме агрессивных чужеродных видов. Внедрившись в еще относительно неплохо сохранившуюся экосистему, они разрушают ее изнутри. Притчей во языцех стал борщевик Сосновского. Но ныне подобных агрессоров немало. Практически все эти виды оказались в новом для себя месте из-за людей: клен ясенелистный до сих пор кое-кто использует в озеленении, золотарник канадский, недотрогу желёзконосную и еще ряд растений разводят в садах для красоты... Красноухую черепаху «отпускают на волю», чтобы от нее избавиться, когда надоест, а рыбку-ротана недалекие люди заселили в подмосковные водоемы, похоже, «по приколу». Черноголовый слизень «приехал» с посадочным материалом... К сожалению, этот перечень можно продолжать довольно долго.

Подчеркну: констатация высокой природоохранной ценности не может служить оправданием неадекватности использования территории природоохранным задачам или нарушений природоохранного законодательства. Напротив, природоохранная ценность усиливает ответственность правообладателей за ее возможную утрату на участке зеленого фонда в их ведении.

– В начале 2000-х годов была учреждена Красная книга города Москвы. Что она собой представляет? Ее объем увеличивается или уменьшатся?

– Актуальный список редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в условиях города Москвы объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Москвы, утвержден постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2022 года. Он содержит 573 позиции: 128 видов сосудистых растений, 25 видов моховидных, три вида водорослей, 35 видов лишайников, 32 вида грибов, 24 вида млекопитающих, 88 видов птиц, шесть видов пресмыкающихся, восемь видов земноводных, 16 видов рыб и 208 таксонов беспозвоночных.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Москвы, являются неотъемлемым элементом природных сообществ Москвы, служат объективными индикаторами состояния окружающей среды, природных биотопов и экологического благополучия, они и их места обитания подлежат сохранению при всех видах градостроительной, рекреационной и иной деятельности. Таким образом, Красная книга не только защищает отдельные виды, но и служит инструментом поддержания многообразия природных сообществ путем защиты их наиболее уязвимых элементов.

Занесение в Красную книгу не всегда говорит об ухудшении состояния вида – иногда, наоборот, вид считался исчезнувшим в Москве, а тут вдруг «нашелся»! Так получилось с мышью-малюткой, воробьиным сычиком, несколькими видами стрекоз, пчел и бабочек, гвоздикой пышной, касатиком сибирским, шпажником черепитчатым, несколькими видами грибов… К сожалению, есть виды, попавшие в Красную книгу из-за ухудшения их состояния. Это, например, несколько видов птиц (иволга, лесной конёк, лесная завирушка, обыкновенная горихвостка и др.), два вида рыб (золотой карась и усатый голец), шмель садовый и еще три вида диких пчел, некоторые другие насекомые… Это говорит о целесообразности специальных мер по сохранению мест их обитания – удалению вытесняющих их агрессивных чужеродных видов, возможной корректировке ухода за лесными сообществами – местами обитания птиц, восстановлению лугов – мест обитания упомянутых насекомых, восстановлению нерестилищ рыб.

Исключение из Красной книги тоже бывает вызвано разными причинами. В том числе и из-за улучшения состояния некоторых видов. Например, рыбке-щиповке повезло больше, чем усатому гольцу: загрязнение воды в местах ее обитания уменьшилось, а некоторый недостаток кислорода она переносит лучше и менее прихотлива в выборе нерестилищ. Пчела под названием андрена кроваво-красная обычно гнездится в норках на участках земли с умеренно плотной почвой, расположенных поблизости от цветущего разнотравья. Восстановление ее численности говорит о том, что в местах ее обитания не злоупотребляют частыми стрижками газонов и аккуратно убирают мусор, не повреждая растения и почву. Несколько видов красиво цветущих растений (хохлатка плотная, ветреница лютиковая, ландыш майский, нивяник обыкновенный) тоже восстановили свои популяции там, где применяется экологически грамотный уход за озелененными территориями. Сыграло свою роль и ответственное отношение москвичей к природе: нарвать букет цветов в лесу постепенно становится признаком бескультурья.

Некоторые виды покинули Красную книгу, увы, по прямо противоположной причине: их мы вынуждены признать исчезнувшими в Москве. Это домовый сыч и обыкновенная горлица, не гнездящиеся у нас уже более 20 лет, несколько видов шмелей, некоторые виды растений и др. Содействие восстановлению численности редких видов – задача очень непростая, требующая индивидуального подхода и не исключающая риск неудачи. Поэтому лучше выполнять рекомендации специалистов, содержащиеся в изданной Правительством Москвы Красной книге.

– Состояние парков, скверов, водных ресурсов – как, по-вашему, оно меняется с течением времени?

– По нашему мнению, целесообразно разделение зеленого фонда на природные и озелененные территории по их предусмотренному использованию. Важно различать обычные городские парки и особо охраняемые природные территории. Напри- мер, Национальный парк «Лосиный Остров» – это не место развлекательного отдыха, а значимый объект нашего природного и культурного наследия и при этом – источник благоприятной окружающей среды.

Полагаю, что в ряде случаев обустройство природных территорий бывает избыточным. Имею в виду клумбы из чужеродных природе растений, сбивающая биоритмы и ослепляющая животных яркая ночная подсветка, фрагментацию речных пойм и долин асфальтированными дорожками с сопутствующей им торговой и развлекательной «инфраструктурой», неумеренное и не спланированное экологически выкашивание травяной растительности, уборку мусора в период цветения первоцветов и размножения птиц, проведение массовых мероприятий в неподходящие сроки и без должной подготовки. Это сокращает экологические функции природных территорий, то есть уменьшает и их значение как мест здорового отдыха.

Улучшить ситуацию технически несложно, и тогда можно будет с полным правом сказать, что зеленый фонд Москвы стал еще более пригоден для отдыха горожан.

– Любое погодное колебание наши синоптики любят определять как аномальное. Но нынешняя теплая зима и необычный апрель озадачили многих. Как все это понимать? И есть ли здесь связь с глобальным изменением климата, о котором постоянно говорят?

– Последние годы – самые теплые за всю историю наблюдений. И, к сожалению, представления о глобальном потеплении подтверждены практикой. Хуже того, потепление – лишь часть проблемы изменения климата. При общем повышении среднегодовых температур растет амплитуда колебаний температуры. Рост температуры происходит с разной скоростью в разных районах Земли, есть особо быстро теплеющие районы и в России. Повышение средней температуры за счет майского тепла в конце марта вызвало более сильные и ранние весенние заморозки, чем обычно, причем от майских заморозков гарантии тоже нет. Но уже сам факт того, что апрельский снег воспринимается нами как аномалия, свидетельствует о заметном потеплении климата за последние десятилетия: еще полвека назад снег в лесу и на полях в первой половине апреля был в Московском регионе нормой.

Говорить об отсутствии климатических изменений теперь уже довольно странно. Полагаю, что наша экономическая и социальная заинтересованность состоит в том, чтобы максимально подготовиться к происходящим климатическим изменениям, по возможности уменьшая их и снижая вероятность связанных с ними экстремальных ситуаций.

27/05/2025 - 10:45