
Выбросы мазута на берег продолжаются из-за севшего на мель танкера на Кубани. Разлив мазута в Керченском проливе произошел 15 декабря 2024 г. 12 января 2025 г. мазут продолжал вытекать из поврежденной части танкера «Волгонефть-239». 13 января 2025 г. водолазы заделали трещину на его корпусе, а на танкере «Волгонефть-212» сделали обтяжку трех люков балластных цистерн на правом и левом бортах. По словам оперштаба Краснодарского края, в планах – герметизация и предотвращение выхода мазута из носовой части, а также обследование кормовой части танкера «Волгонефть-239».
По словам заведующего лабораторией биогеографии Института географии РАН, члена-корреспондента Аркадия Тишкова, ликвидация последствий экологической катастрофы в Керченском проливе, на черноморском и крымском побережье – событие федерального значения. И не только потому, что здесь всероссийская здравница и уникальные морские экосистемы Азовского и Черного морей, но и потому, что мазут – токсичный нефтепродукт, попадание которого в окружающую среду вызывает длительные каскадные негативные последствия не только для моря, но и береговых экосистем с уникальной флорой и фауной.
«Морская донная фауна после попадания мазута на дно отмирает, а ее восстановление продолжается десятки лет. Сухопутные экосистемы (не пляжи!) после мазута и бульдозеров спасателей не восстановятся, по-видимому, никогда. Птицы после попадания мазута внутрь организма и на оперение в большинстве случаев погибают. Устранение скопления нефтепродуктов на дне и берегах моря – это одна из немногих задач по реабилитации пораженных морских и сухопутных экосистем в зоне влияния разливов мазута. Спасибо волонтерам! Но главное все же за государством и его специализированными службами.
Первое: нужно предотвратить дальнейшее попадание мазута из аварийных танкеров в море. Нужны (давно надо бы!) мощные средства для откачки сохранившихся в танкерах нефтепродуктов и прекращения их излива.
Второе: необходимо выявлять пятна мазута в море, предотвращать их миграцию по течениям, некоторые из которых имеют круговой или вдольбереговой характер, а в дальних акваториях необходимо огораживать эти пятна бонами и собирать в специальные емкости для дальнейшей утилизации.
Третье: нужна реабилитация не только и не столько пляжей, в чистоте которых заинтересованы владельцы санаториев, пансионатов и отелей. Здесь можно использовать любые технические средства для просеивания песка, химические препараты, добровольцев. Но главное – каждый такой разлив нефтепродуктов и борьба с его последствиями уничтожает уникальные прибрежные природные комплексы, в которых обитают десятки краснокнижных животных и растений. И вот туда то и внедряются бульдозеры и волонтеры, уничтожая местообитания этих редких видов, давая распространяться токсичному мазуту на пока еще малозатронутые территории и акватории, в т.ч. и лиманы, на которых и спасалась основная масса местных и мигрирующих птиц во время штормов. Надо спасать эти крошечные остатки природного побережья Азовского и Черного морей, а не пляжи
Четвертое: люди накопили огромный опыт борьбы с последствиями разливов нефтепродуктов. Таковой имеется и на Азовском море, в т.ч. самом крупном орнитологическом заповеднике Меотида на побережье близ Мариуполя. Есть новейшие технологии спасения загрязненных птиц (специальный протокол и алгоритм действий). Есть технологии химического и биологического обеззараживания загрязненных территорий. Есть и опыт мониторинга последствий и экологической реставрации нарушенных нефтепродуктами акваторий и территорий. Есть даже опыт реинтродукции изчезнувшей биоты на ее восстановленные местообитания.
Конечно, в ближайшее время свое слово скажут ученые и специалисты. Они могут скорректировать действия волонтеров, выбрать приоритетные направления и технологии очистки. А пока, убирая загрязненный грунт на пляжах, мы создаем цепочку проблем и последствий для других территорий и акваторий, условия более широкого распространения загрязняющих веществ на суше, по воздуху и с водой. И, что важно – включаемся в порочный круг уборки мазута, который продолжает изливаться и повторно (многократно) поступает на береговую полосу.
Государство должно сказать свое слово: перестать использовать старые танкеры «река-море», не выдерживающие даже слабый шторм в прибрежной акватории Азовского и Черного морей. В случае аварии – оперативно остановить изливы нефтепродуктов и иметь специальные средства по предотвращению их попадания в морскую среду. Установить строжайший режим сохранения уникальных природных экосистем черноморского и крымского побережий, имея для них особые технологии очистки при разливах нефтепродуктов.».
Фото – МЧС России