Режим ЧС краевого уровня из-за продолжающихся выбросов мазута на берег был введен 25 декабря 2024 г. в Краснодарском крае. Разлив мазута в Керченском проливе произошел 15 декабря 2024 г. И с этого же дня ученые не перестают бить тревогу об угрозе жизни не только водных и воздушных обитателей – дельфинов, рыб, птиц, но и людей.
«Мазут – токсичное вещество, дающее эффект загрязнения на многие годы, – говорит член-корреспондент, заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН Аркадий Тишков. – В холодную погоду мазут оседает на дно, оно его коагулирует (поглощает), и оттуда мазут уничтожает все живое. Азовское море – а катастрофа произошла на границе Черного и Азовского морей – мелководное, поэтому там можно ожидать массового отмирания донных и придонных живых организмов.
В прибрежные воды Черного моря мазут еще продолжит распространяться: он будет передвигаться за счет прибрежных течений и в итоге распространится на большие территории. Это означает одно – токсичность Черноморского побережья на долгие годы. Загрязнение берегов может сохраняться довольно долго. За счет штормов и ветров мазутные пятна могут погребаться под песком, становиться невидимыми, но все равно будут влиять на все надводные организмы, обитающие в этой зоне, включая людей. Часть акватории, где произошла авария, принимает популяции перелетных птиц – все они пострадают от этого загрязнения.
Масштабы явления пока будут лишь расти – за счет прибрежных течений. А водообмен в районе перемычки Азовского и Черного морей таков, что пятно загрязнения может распространяться на многие километры и угрожать рыбному хозяйству этих территорий. Это настоящий удар по состоянию всей ихтиофауны региона, ведь загрязнение сохранится и в период весеннего нереста.
Вместе с химическим загрязнением воды идет изменение кислородного режима, что по пищевой цепочке может дойти и до стола человека. Это означает резкое снижение рекреационной ценности курортов, чьи акватории попали под загрязнение. Их реабилитация может занять несколько лет, как это случалось ранее.
И пока суда «река-море» будут выпускать в осенне-зимний период, катастроф, к сожалению, не избежать: эти танкеры не приспособлены к плаванию в море в период штормов, и, попав в подобный, они просто переламываются».
Фото – МЧС России/ТАСС