Рост числа проявлений неустойчивости склонов связан с деятельностью человека, в особенности со строительными работами. Исследователи из Института географии РАН проанализировали масштабную и быструю трансформацию покрытого лесами горного ландшафта крупного туристического курорта в долине реки Мзымты.
Временные ряды аэрокосмических снимков были использованы для всестороннего картографирования изменений растительного покрова и связанного с ними развития неустойчивости склонов за 15 лет, начиная с «эпохи, предшествовавшей строительству», и до настоящего времени. Результаты опубликованы в журнале «Natural Hazards».
Исследование показало, что вырубка лесов и сопутствующее оголение склонов одновременно на большой площади стали ключевым фактором резкой и массовой активизации экзогенных геологических процессов (ЭГП) на рассмотренной территории. Развитие инфраструктуры (рост доли водонепроницаемых покрытий и принудительная концентрация стока ливневками) и антропогенная реконфигурация водосборных бассейнов дополнительно усилили процессы денудации на оголенных склонах и нарушили баланс в малых водотоках. В сумме это привело к интенсивной эрозии в водотоках и тальвегах, селевым потокам в них, подрезке и оползанию склонов вдоль русел и другим склоновым процессам.
«Комплексы процессов в оформившихся руслах постоянных и временных водотоков, по нашим прогнозам, будут продолжать активно развиваться и создавать проблемы для инфраструктуры курорта, – отмечает главный автор исследования, научный сотрудник Института географии РАН Анна Деркачева. – Наиболее яркие примеры таких участков – ручей Черный и селевые врезы в борту реки Мзымты. Появление водонепроницаемых покрытий (асфальт и т.п.) в верхних звеньях водосборов привело к росту объема стока, а искусственная организация системы ливневок предопределила его концентрацию в точках сброса. В итоге возросшая энергия потока в ручьях-приемниках активизировала русловую эрозию и последующие подрезку и оползание склонов, выход на дневную поверхность легко выветриваемых флишевых пород, изменение продольных профилей русел».
Чтобы самостоятельно прийти в состояние равновесия, таким водотокам может потребоваться еще несколько десятилетий без учета продолжающегося расширения инфраструктуры курорта. Упомянутые процессы очень сложно стабилизировать точечными инженерными конструкциями, что видно на примере комплекса сооружений вокруг моста на ручье Черном: обычно они приводят только к перемещению проблемной зоны вверх или вниз по течению. Меры по стабилизации таких ЭГП должны обязательно включать уменьшение энергии водотока за счет пространственного рассеивания стока и снижения максимальных расходов в точке сброса из ливнёвки, чтобы снизить темпы эрозии и возможности для зарождения селевого потока.