Во время Великой Отечественной войны сотрудники Института географии РАН по заказу Красной Армии (КА) создавали уникальный картографический материал – карты элементов проходимости территории. Одной из главных таких карт стала карта проходимости в масштабе 1:1.500.000, которая, по словам картографов ИГ РАН, была гораздо полнее, правдоподобнее и точнее аналогичной карты, которой пользовалось командование германской армии.
«По заданиям военных организаций нашими картографами были составлены почти четыре сотни специальных карт, десятки военно-географических описаний отдельных районов СССР и зарубежных стран, справочники для ВВС КА, инструкции по географическому дешифрированию аэрофотоматериалов, а так же выполнены десятки заданий органов управления КА, связанных с противовоздушной обороной Москвы и военно-инженерным строительством, – говорит заведующий отделом картографии и дистанционного зондирования Земли Института географии РАН Андрей Медведев. – А та самая карта проходимости в масштабе 1:1.500.000 хранится у нас в музее Института. Она создавалась с целью оценки условий проходимости местности войсковыми соединениями и транспортом различных типов, для выбора природных оборонительных и наступательных рубежей и опорных пунктов, а также для выявления районов устройства летно-посадочных площадок аэродромов, укреплений, артиллерийских позиций».
Карта содержит в себе такие элементы, как:
- физико-механический состав поверхностных грунтов и свойства почвенного слоя,
- степень и характер заболоченности местности и типы болот,
- рельеф местности,
- растительный покров.
- гидрографическую сеть
«Карта проходимости имеет комплексное содержание, которое вместе со способами оформления отличают ее от всех других, в частности – от составлявшихся и раньше для Красной Армии подобных карт: прежде они отражали условия проходимости местности в зависимости от одного элемента природы, например, погодных или гидрологических условий», – говорит Андрей Медведев.
От обычной, широко используемой топографической карты, карта проходимости местности отличается многим – как по содержанию, так и по оформлению. Она строится на разгруженной топографической основе с разреженной за счет малых рек гидрографической сетью, с меньшим количеством населенных пунктов, достаточных для ориентировки, без горизонталей, отражающих на карте рельеф. Карта проходимости показывает физико-механический состав грунтов, дает сведения о типах рельефа, о врезанности речных долин, об их строении, о формах рельефа и их особенностях с точки зрения проходимости территории, дает более детальную характеристику состава лесов, проходимости болот, характеризует особенности режима рек и озер, подчеркивает частные элементы, на которые при оценке местности с точки зрения условий проходимости должно быть обращено особое внимание, а в тексте к листам карты даются указания на условия проходимости по разным сезонам года.
«Несмотря на то, что академическая география обладала довольно ограниченным арсеналом технических средств и была отстранена от важных процессов получения статистической информации во время войны, она занимала ведущие позиции в обеспечении фронта и тыла военно-географической информацией и картами, выполняя важный социальный заказ общества – создавала условия эффективного вовлечения территории и стратегических ресурсов в дело Победы, – говорит Андрей Медведев. – И эта уникальная карта проходимости в масштабе 1:1 500 000 – лишнее тому доказательство».