В Общественной палате РФ раскритиковали планы строительства дороги через национальный парк «Лосиный остров»

28 марта 2024 г. в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Планы строительства дороги через национальный парк «Лосиный остров»: угрозы и альтернативы». Эксперты из числа научных и природоохранных организаций, а также местные общественные активисты единогласно выступили против строительства дороги через нацпарк и за рассмотрение альтернативных трассировок, не затрагивающих его границ. В ходе выступлений неоднократно подчеркивалось, что рассматриваемый вариант не только нарушает природоохранное законодательство, но и не решает проблему пробок. Участники круглого стола, в число которых вошли ученые Института географии РАН, уверены, что для решения транспортной проблемы Королёва требуется комплексный подход и изменение градостроительной политики.

Напомним, 13 января 2024 г. завершились общественные обсуждения предварительных материалов ОВОС по объекту «Реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 «Холмогоры» по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королёв», которые проводила администрация г. Королёва. В материалах ОВОС речь фактически идет о строительстве новой автодороги через территорию национального парка «Лосиный остров».

Острую критику экспертов вызвали материалы ОВОС, подготовленные подведомственным Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология». Эксперты указали на их крайне низкий профессиональный уровень и оценили как «филькину грамоту», «халтуру» и даже «подлог».

В частности, в материалах ОВОС говорится о реконструкции существующей дороги (в ходе круглого стола заместитель министра экологии и природопользования Московской области Виталий Тюрин также сказал о капитальном ремонте действующей дороги). По факту, как продемонстрировали на фото местные жители и эксперты, это строительство новой дороги в тех местах, где сейчас проходит пешеходная тропа или дорога для проезда служебной внедорожной техники.  

Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета Минтранса и МОО «Экспертный совет по заповедному делу» представил альтернативный вариант трассировки дороги вдоль Болшевской линии железной дороги, в полосе отвода, со строительством путепровода в районе станции Подлипки-Дачные. Строительство аналога подобного путепровода через железную дорогу завершается в районе платформ Быково и Удельная. Янков также указал на ряд существенных недостатков предложенного варианта дороги, в т.ч. с точки зрения пропускной способности. Ряд альтернативных вариантов трассировки и комплексных изменений в градостроительную политику Королёва предложил его житель Игорь Гришин, член Совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Виктор Данилов-Данильян, член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем РАН, сопредседатель Экспертного совета по заповедному делу поддержал предложенный Янковым альтернативный вариант и подчеркнул, что если применять современные технологии дорожного строительства, предполагающие минимизацию вреда для природных комплексов и обеспечение миграции животных, то вариант дороги через Лосиный остров будет гораздо дороже, чем стоимость альтернативного варианта. «Если делать по совести, то вероятность варианта через Лосиный остров равна нулю».

Александр Хорошев, д.г.н., профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Экспертного совета по заповедному делу подверг критике материалы ОВОС, в частности, указав на отсутствие анализа серьезных рисков с учетом специфики ООПТ: «ОВОС уводит внимание от самого объекта». Эксперт обратил внимание на отсутствие в материалах ОВОС анализа рисков для грунтовых вод, оценки воздействия и природоохранных мероприятий в отношении болотного массива, являющегося сердцевиной нацпарка, и других наиболее существенных воздействий. Отсутствует анализ рисков от истирания шин и колодок, дающих большое загрязнение кадмием, никелем, от применения противоледных реагентов, приводящих к засолению почв и т.д.

Михаил Калякин, д.б.н., председатель Правления Русского общества сохранения и изучения птиц им. М.А. Мензбира, член Экспертного совета по заповедному делу отметил наличие 31 вида птиц, внесенных в Красную книгу Московской области, на планируемом к строительству дороги участке. По его оценкам, примерно четверть Лосиного острова попадет под серьезное воздействие. Эксперт считает крайне опасным прецедент застройки ООПТ в столичном мегаполисе, что может стать нежелательным примером для регионов и еще больше обострить проблему хозяйственного наступления на ООПТ.

Ольга Соломина, директор Института географии РАН, член-корреспондент РАН, д.г.н., профессор НИУ ВШЭ сказала, что потрясена степенью непроработанности проблемы и тем, что инициаторы строительства не обращаются к ученым. Она обратился внимание, что речь идет не только о дороге, а в целом об обустройстве пространства в этой части Московской области и что проблема требует комплексного решения. Она подчеркнула, что специалисты Института географии РАН против дороги через нацпарк. Позиции о недопустимости такого варианта строительства придерживается и Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, и Научный совет РАН по лесу.

Михаил Крейндлин, координатор программы по ООПТ природоохранного проекта «Земля касается каждого», член бюро Экспертного совета по заповедному делу подчеркнул, что планируемое строительство противоречит российскому законодательству – в частности, федеральным законам «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Лесному кодексу Российской Федерации.

Эксперт указал на то, что протокол общественных обсуждений утвержден в нарушение действующих Требований к материалам ОВОС, о чем Экспертный совет по заповедному делу проинформировал Межрайонную природоохранную прокуратуру Московской области. Также эксперт отметил, что информация Минприроды России в ответе гражданам о том, что правообладателем «планируемой к реконструкции» дороги является городской округ Королёв, вызывает сомнение: в ЕГРН нет данных о том, что указанная дорога есть и ее правообладателем является Королёв. На нарушения законодательства в случае строительства дороги указала и Тамара Злотникова, заслуженный эколог РФ, д.юр.н., профессор, член Экспертного совета по заповедному делу.

По словам Всеволода Степаницкого, сопредседателя Экспертного совета по заповедному делу, заслуженного эколога РФ, материалы ОВОС «подготовлены предельно халтурно и небрежно, содержат большое количество экологических нелепостей и противоречий юридического характера», о чем имеется заключение Экспертного совета по заповедному делу, размещенное в открытом доступе. Степаницкий подчеркнул, что изумлен прозвучавшей позицией администрации г. Королёва, которая планирует «после некоторой доработки» данных материалов (справедливо названных экспертами «филькиной грамотой») представить их в Минприроды России в рамках процедуры согласования социально-экономической деятельности. Эксперт привел примеры национальных парков, успешно сохраняемых в крупных городских агломерациях ряда стран, а также строительства в их границах транспортных коммуникаций без ощутимого ущерба для дикой природы с использованием современных высокотехнологичных решений. Однако для этого необходимо, чтобы лица, принимающие решения, обладали «природоохранной эмпатией».

Участники круглого стола – жители Королёва и Мытищ – рассказали о нарушениях при проведении и публикации итогов общественных обсуждений материалов ОВОС и об активном протесте местных жителей против дороги через национальный парк, начавшихся сразу после публикации планов строительства, именуемого «реконструкцией дороги».

29/03/2024 - 12:15