Памяти Бориса Борисовича Родомана (29 мая 1931 – 26 декабря 2023)

Скончался выдающийся российский географ Борис Борисович Родоман. Экономико-географ по образованию, он жил и работал в единой географии. Родоман создал и реализовал собственную, оригинальную версию теоретической географии, воплотившую специфику и российского природно-культурного ландшафта, и российской научной географии. Отныне налицо «Теоретическая география Родомана».

Родоман был настоящим географом и ученым-исследователем. Доклады и тексты были обильны, книги стали классикой. Просвещенный патриот, публичный интеллектуал трепетно переживал ландшафт и науку. Его публицистика пронизана заботой о ландшафте страны России как важной составляющей её судьбы. Теоретическая фантазия, воодушевляемая идеей экологической и этической ценности ландшафта, создала самобытные концептуальные проекты поляризованной биосферы и глобальной экологической роли России.

Для Б.Б. Родомана главный предмет географии – сплошная ткань ландшафта в географической оболочке Земли, главные средства полноценного географического понимания и исследования – карты, путешествия и районирования. Рисунок ландшафта насквозь узорчат; узоры повторяются и сочетаются. Эти чистые формы ландшафта (не просто очертания) – предмет теоретической географии. Ими теоретик описывает и объясняет ковер ландшафтов. Теоретическая география – теоретическая морфология культурного ландшафта. Она вырастала из смысла познавательных путешествий; то были путешествия теоретика. Перепроизводство данных заострило парадокс. Ландшафтная реальность не дана без зрения и умозрения. «Визуально-интуитивное теоретизирование» – так назвал свой метод классик. Теоретик строил концептуальный портрет страны...

Родоман писал ясно, ярко, вразумительно. Превосходна концептуальная лирика ландшафта. Художественный дар дал важное изобретение географической картографии. Синтез теоретических схем и цветных тематических карт – картоиды, карты идеальных ландшафтов. Это и произведения искусства – красота и глубина; такими и признаны.

Истинный новатор Родоман чтил традиции. Читая очень мало, но очень глубоко, Родоман развивал классиков. Но карт Родоман читал много; он скучал по громадным настенным картам коридоров Геофака МГУ. Вникнув в ландшафтное районирование и административное деление СССР, он создал формальную районистику и свою морфологию культурного ландшафта, перешел к концепциям охраны природы как обретения оптимальных форм ландшафта.

Именно потому, что Борис Борисович неоднократно получал карьерные травмы, он хранил благодарную память учителям и покровителям. Будучи лидером небольшой элитарной туристической группы, Родоман ценил и любил свою компанию; походы были и путешествиями, и семинарами.

Продуктивное влияние Родомана может расти. Подход, результаты, общение заметно обогатили деятельность ряда географов и экологов. Родоман активно общался и вне географии – архитектура, биология, методология науки, философия и т.д.; в нескольких междисциплинарных средах был своим, любим и ценим.

Родоман был человек цельный. Жизнь, ландшафт, любовь к нему и его знанию были нераздельны. Самостоятельность, особость облика, манер, образа жизни и мысли создавали ему трудности. Награда была дана ещё в этом мире – сплошная творческая свежесть и продуктивность с юных лет и до самой кончины.

27/12/2023 - 21:00