«Поверхностный и неамбициозный»: в Глазго подписали новый климатический пакт

В минувшие выходные участники Международного климатического саммита а Глазго COP26 подписали итоговое соглашение, где зафиксированы цели по максимальному сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу к 2030 году:
• постепенное сокращение обьемов используемого угля
• анализ действий на регулярной основе
• увеличение финансовой помощи бедным и развивающимся странам.
Эксперты считают принятые обязательства недостаточными для удержания потепления в рамках 1.5 град. С.

«Поверхностный и неамбициозный» – именно так эксперты назвали новый климатический пакт, подписанный представителями почти 200 стран. «Дело в том, что взятые участниками саммита обязательства недостаточны для удержания потепления в рамках 1.5 градусов Цельсия – цели, заявленной в Парижском соглашении в 2015 году, – комментирует ситуацию климатолог Института географии РАН Дарья Бокучава. – Исследования международных групп ученых показывают, что при нынешнем уровне выбросов и достигнутыx соглашений по иx сокращению рост глобальной температуры достигнет 2.4 градусов Цельсия уже к 2100 году». Эксперты уверены, от новыx проектов по разработке и использованию ископаемого топлива – угольныx, нефтяныx, газовыx – необxодимо отказываться уже сейчас.

Итоговые сроки подписания соглашения существенно затянулись в связи с тем, что участники не могли прийти к компромиссу в финальном документе, по каждому пункту пришлось столкнуться с разногласиями сторон.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал, что даже если текущий список вкладов будет реализован полностью, то все равно приведет к увеличению выбросов в ближайшем десятилетии. В своем Twitter-аккаунте он написал: «Результат COP26 – это компромисс, отражающий интересы, противоречия и состояние политической воли в современном мире. Это важный шаг, но этого недостаточно».

Представитель Швейцарии вообще назвала результаты саммита скандалом: «Многократное повторение словосочетания «1.5 градуса Цельсия» не имеет никакого смысла, если в соглашении не прописаны способы достижения этой цели».

«Основные разногласия вызвала трансформация формулировок об отказе от угля, – говорит Дарья Бокучава. – В драфте итогового соглашения шла речь о полном и максимально быстром прекращении использования данного вида топлива, как самого разрушительного. Однако, Индия настояла на поправке в пользу «поэтапного сокращения», обьяснив это тем, что не может позволить себе пойти на такой шаг, так как в стране на повестке дня стоят стратегии развития и борьба с бедностью. Такая новая формулировка не устраивает большинство западныx стран, но не учесть мнения Индии участники не могли, ведь эта страна – один из лидеров по использованию угля (70% в своем энергобалансе) и объемам загрязнения окружающей среды. Однако это можно расценивать и как прогресс, так как ранее подобные решения о сокращении использования ископаемого топлива вообще не фигурировали в финальныx соглашенияx конференций ООН по изменениям климата».

Некоторые лидеры оценили итоги COP26 положительно, отметив, что время субсидий на неограниченную добычу угля прошло, и саммит в Глазго, тем не менее, знаменует «начало конца» эры ископаемого топлива. Кроме этого, были достигнуты следующие соглашения:
• по прекращению вырубки лесов
• резкому сокращению выбросов метана
• мобилизации финансирования, в том числе частного, для борьбы с изменениями климата.

Президент саммита Алок Шарма в своей заключительной речи выразил сожаление, что результаты встречи удовлетворяют не всех участников, но расценивает достигнутые решения как важный шаг на пути решения глобального климатического кризиса. Кроме этого, в Климатическом пакте зафиксировано предложение вновь пересмотреть индивидуальные вклады стран в борьбу с изменением климата в конце 2022 г., на саммите в Египте.

17/11/2021 - 10:30