Изучение роли сокращения площади ледяного покрова Баренцева и Карского морей в изменении режима центров действия атмосферы – в первую очередь, Скандинавского антициклона, ответственного за формирование арктических вторжений на севере Евразии, – приводит к выводу о внутрисезонных закономерностях, учет которых важен при разработке среднесрочных прогнозов.
Осеннее сокращение площади ледяного покрова вносит основной вклад в повторяемость арктических вторжений и аномальных холодных погодных условий на севере Евразии в начале зимы – в декабре и январе. Отсутствие аналогичной связи в феврале и марте, по-видимому, показывает, что выравнивание термических контрастов в приземном слое наряду с увеличением площади льда во второй половине зимы создают условия для включения других механизмов – в первую очередь, связанных с влиянием стратосферного вихря, которому многие исследователи отводят роль первостепенного фактора зимней циркуляции. К такому выводу пришли климатологи Института географии РАН на основе анализа регионального распространения аномалий зимней температуры, атмосферного давления в нижней тропосфере и регрессионных оценок связи индекса Скандинавской центра действия атмосферы с аномалиями площади ледяного покрова. Соответствующая статья была опубликована в научном журнале «Лед и снег».
«Резкое потепление Арктики, продолжающееся уже три десятилетия и превосходящее по темпам средние показатели для северного полушария, находится в фокусе климатических исследований и до сих пор остается предметом дискуссии, – говорит климатолог Института географии РАН Валерия Попова. – По мнению коллег из Международного арктического центра в Фэрбенксе и Института наук о Земле в Пекине, потепление Арктики и сокращение арктического морского льда – неотъемлемая часть антропогенного изменения климата. Последние оценки, полученные ими с привлечением данных с дрейфующих буев и спутниковых измерений, показывают, что опережающие, по сравнению с умеренными широтами северного полушария, темпы арктического потепления вносят решающий вклад в общую тенденцию глобального потепления. Вместе с тем, резкое потепление и сокращение ледяного покрова в Арктике в 1998-2013 годах совпадает с периодом так называемого перерыва в глобальном потеплении, который проявился в приостановке роста средней зимней температуры воздуха в северном полушарии. В его умеренных широтах это явление сопровождалось увеличением повторяемости арктических вторжений и холодных зим на севере Евразии, продолжавшимися с конца 1990-х годов до нового температурного рекорда зимней температуры в 2015 году».
Изучение связи между изменениями площади арктических льдов и климатическими аномалиями за пределами Арктики занимает особое место в исследовании проблемы арктического усиления. По словам Валерии Поповой, растет число свидетельств того, что потеря арктического морского льда способна не только влиять на погоду и климат в прилегающих регионах, но и существенно ослаблять западный перенос над внетропической зоной северного полушария. «Реакция атмосферной циркуляции при этом весьма чувствительна к географическому распределению потерь морского льда и имеет решающее значение для понимания условий формирования зимних аномалий температуры, – говорит эксперт. – В связи с этим большой интерес вызывают вопросы, касающиеся изменений режима атмосферных центров действия, ответственных за формирование температурных аномалий на севере Евразии, и их связи с сокращением площади арктического морского льда».
Учитывая изменение температурных контрастов между сушей и свободной от льда поверхностью моря (от максимальных в конце осени – начале зимы до их сглаживания в конце сезона), особое внимание климатологов Института географии РАН было уделено внутрисезонным особенностям взаимодействия между атмосферой, материком и арктическим морским льдом. «В задачи наших работ входили оценки изменений вклада центров действия атмосферной циркуляции в изменчивость температуры на севере Евразии в течение зимнего сезона и анализ внутрисезонных вариаций пространственного распределения высоты геопотенциала (500 гПа) и аномалий температуры и их связи с площадью льда в Баренцевом и Карском морях», – говорит Валерия Попова.
Полученные экспертами ИГ РАН оценки указывают на устойчивую зависимость «холодных» аномалий на севере Евразии в начале зимы от усиления Скандинавского антициклона и на связь этого циркуляционного механизма с площадью ледяного покрова Баренцева и Карского морей в октябре. «Это свидетельствует о его потенциальной предсказуемости, которая может быть использована для прогноза циркуляционных условий формирования аномальных морозов в Сибири и Европейской части России в декабре и январе, – говорит Валерия Попова. – Эффективность подобной прогностической модели и оценка ее возможностей в условиях меняющегося климата требует дополнительных исследований».