«Сохранение электрического транспорта в Хабаровске и Владивостоке – крайне актуальная задача»: ученые Института географии РАН продолжают изучение транспортной связности и изолированности территории Сибири и Дальнего Востока

Вопрос необходимого уровня транспортной освоенности всегда был и остается актуальным, когда речь идет о территории Сибири и Дальнего Востока, их геоэкономическом и геополитическом значении для развития России. Лимитирующими факторами при этом выступают климатические условия, рельеф, распространение мерзлотных явлений и пр. В итоге в ущерб внутренним и локальным связям приоритет получают экономически оправданные – имеющие преимущественно межрегиональное и страновое значение. По мнению ученых Института географии РАН, такая «рационализация» находит отражение в уровне связности и изолированности транспортных сетей региона. В рамках работы по проекту РГО-РФФИ №24/2019 «Транспортная связность и изолированность территории Сибири и Дальнего Востока» они провели серию исследований в Приморском и Хабаровском краях, а также в Сахалинской области. С помощью качественных и количественных методов были изучены разноуровневые элементы пассажирской транспортной системы. Основной же задачей экспедиции стала оценка транспортной доступности периферийных территорий этих регионов. Кроме того, большое внимание было уделено внутригородскому сообщению.

«В противовес Южно-Сахалинску, который отличается компактной конфигурацией, Владивосток и Хабаровск занимают обширные территории, из-за чего повышается роль магистрального внутригородского транспорта, – говорит участник проекта​ Александр Неретин. – Геологические особенности местности, а также недостаточные показатели численности населения для строительства метрополитена в советский период предопределили активное развитие наземного электрического транспорта в городах – трамвая и троллейбуса».

Владивостокский трамвай – старейший на территории азиатской части России. В 2020 году ему исполнилось 108 лет. До 2009 года протяженность трамвайных линий составляла более 18 км, затем сеть подверглась существенному поэтапному сокращению. В настоящее время действует только один маршрут в восточной части города. «Постепенный демонтаж путей был связан в первую очередь с нехваткой финансирования на поддержание путевого хозяйства, а также с изменением схем дорожного движения в центральной части города, – говорит Александр Неретин. – Из некогда одного из основных видов городского транспорта трамвай во Владивостоке превратился в туристический аттракцион».

В свою очередь трамвайная сеть в Хабаровске не претерпела значительного сокращения за последнее десятилетие. Его линии общей протяженностью около 70 км тянутся через всю территорию города от севера (пос. Кирова) до юга (Индустриальный район). По словам Александра Неретина, в то же время для обоих городов характерна очень низкая скорость движения трамваев и высокая изношенность подвижного состава. «Существенную часть парка до сих пор составляют трамваи типа РВЗ-6М2, которые производились на Рижском вагоностроительном заводе в 70-80-е года прошлого века», – говорит эксперт.

Помимо трамваев во Владивостоке и Хабаровске остались и другие уникальные элементы электрического городского транспорта. В Хабаровске сохранился единственный маршрут троллейбуса № 1, который связывает центр города с аэропортом. Интересно, что именно этот маршрут является одним из самых популярных среди всех в городе. Кроме Хабаровска только в семи​ российских городах – Иркутске, Абакане, Пензе, Чебоксарах, Белгороде, Краснодаре и Симферополе – троллейбусные или трамвайные линии связывают город с аэропортом, что заметно улучшает их транспортную доступность. Во Владивостоке по-прежнему действует единственный в России фуникулер, встроенный в систему городского общественного транспорта. До перевода Дальневосточного федерального университета на остров Русский он был очень популярен среди студентов, перемещающихся между учебными корпусами. Сейчас значительную долю потока составляют туристы, поднимающиеся на самую известную в городе смотровую площадку.

Фуникулер в г. Владивосток (фото – А. Неретин)

«По мнению жителей, сохранение электрического транспорта в Хабаровске и Владивостоке – крайне актуальная задача, – отмечает Александр Неретин. – Они высоко оценивают его эффективность, доступность и считают одной из визитных карточек городского ландшафта. Однако перспективы развития трамвайного и троллейбусного сообщения во многих городах России не очень высоки вследствие растущей автомобилизации и особенностей городского управления».

Трамвай прибывает на остановку в г. Хабаровск (фото – А. Неретин)

 

Внутри трамвая г. Хабаровска (фото – А. Неретин) 

14/10/2020 - 09:00