«Мы создаем прошлое сегодня сами»: пожарный эксперимент по археологизации раннесредневековой избы вошел во вторую фазу

В прошлом году мы рассказывали о планировании и первой фазе уникального долгосрочного эксперимента по контролируемой археологизации сгоревшей постройки – реконструкции раннесредневекового древнерусского сруба на базе этнопарка «Кочевник» недалеко от станции Хотьково в Московской области. По масштабу геоархеологической междисциплинарной научной программы проект не имеет аналогов ни в российской, ни в зарубежной практике, а подобный эксперимент в целом в археологии (особенно в отечественной традиции) использовался до настоящего времени нечасто.

Основная задача первого этапа проекта заключалась тогда в том, чтобы контролируемо сжечь реплику исторической древнерусской раннесредневековой постройки с комплексом вещей, который имитирует соответствующее историческому контексту заполнение. Обстановка, утварь и другие характерные для быта предметы и субстраты, включая печь, лавки, полки, керамическую посуду, продукты питания (мясо, рыба, зерно, сено), текстиль, кожи и шкуры, предметы одежды, украшения, элементы вооружения и пр. – все до мелочей соответствовало избе древнерусского раннесредневекового периода. Основной же задачей второго этапа стало начало длительного послепожарного мониторинга, который в итоге должен завершиться обратными археологическими раскопками после видимого восстановления территории (руинирования постройки, восстановления растительного покрова, существенного разрушения органических субстратов).

Результаты эксперимента прольют свет на то, как именно происходит формирование пожарных архивов на поселениях: что происходит с постройками и их внутренним содержимым при пожаре, как предметы распределяются по поверхности пожарища в процессе горения и захоронения, как потом трансформируются и перераспределяются сгоревшие объекты и продукты горения. «Основная задача нашего эксперимента – узнать, что происходит с археологическим памятником с момента его забрасывания человеком и до того, как​ археологи и другие специалисты приходят его раскапывать, – говорит одна из участниц проекта, заведующая лабораторией радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии Института географии РАН Эля Зазовская. – Это делается для того, чтобы повысить точность археологических и естественно-научных интерпретаций. Когда мы изучаем археологический памятник, мы заглядываем в прошлое и строим свои теории на том материале, который видим в раскопе. Здесь же мы создаем прошлое сегодня сами, и когда начнем раскапывать через несколько лет пепелище, мы будем точно знать, что было в начале».

Эксперимент стартовал 20 июня 2019 г. работами по предварительной подготовке: монтажу и наполнению постройки, созданию подробного плана сооружения и его внутреннего интерьера, каталогизации реквизита, почвенным обследованиям. 23 июня 2019 г. было выполнено контролируемое сожжение, сопровождавшееся непрерывной видеосъемкой с трех стационарных наземных камер и двух беспилотников. Фиксация температурных изменений внешнего слоя пламени осуществлялась инфракрасными термометрами. Максимальная температура по внешней поверхности была зафиксирована спустя 10 минут после начала горения (906 град. С). Огонь фактически полностью уничтожил постройку за 2 часа. Сруб трансформировался в аморфную угольную массу с пятнами золы и комьями грунта от крыши, которые через месяц также разрушились, распределились по площадке и начали покрываться растительностью.

В постпожарный период учеными было проведено четыре мониторинговых выезда на объект, последний в 2019 г. – в октябре перед зазимком, в 2020 г. – в июле. Во время выездов ученые фиксировали изменения рельефа на площадке с помощью нивелирной съемки по метровой сетке квадратов, проводили визуальное исследование и фотофиксацию сохранности остатков сгоревшей конструкции, расположение и сохранность находящихся на поверхности предметов заполнения сгоревшей постройки, оценивали динамику зарастания пожарища. «Во время одного из выездов 2019 года наши коллеги-археологи получили серию фотографий для построения фотограмметрической модели, – говорит еще одна из участниц проекта, сотрудница отдела географии и эволюции почв Института географии РАН Мария Бронникова. – Помимо визуальных наблюдений и фотофиксации мы выполнили пробоотбор грунта по трансекте через эпицентр горения для последующего определения таких динамических характеристик почво-грунта, как кислотность, магнитная восприимчивость, содержание органического углерода и азота, наличие и содержание пирогенных карбонатов, состав и структура сообщества миркоскопических грибов. Во время выезда в июле 2020 года было проведено детальное геоботаническое описание площадки: флористический состав и состояние растительности концентрических зон с разной степенью пирогенного воздействия».

Интересно, что год спустя на экспериментальной площадке, где сгорел сарай, сложенный из 8.5 кубических метров дерева, элементы его внутреннего интерьера и более 100 самых разнообразных предметов похожи, по словам ученых, скорее, на пышный луг, чем на недавнее пожарище. «Горка земли с парой головешек – это все, что осталось от основательной глинобитной печи, а еще несколько битых горшков напоминают сегодня о пожаре, – говорит Эля Зазовская. – Но самое интересное таится под землей, но ждать обратных раскопок нужно еще как минимум несколько лет».

Что ж, набираемся терпения вместе с любопытными исследователями!

Археологичекая часть проекта на базе этнопарка «Кочевник» выполняется коллективом, объединившим сотрудников Института археологии РАН, Института географии РАН, Государственного музея Востока, Государственного исторического музея, Новгородского государственного областного музея-заповедника. Материальное и организационно-техническое обеспечение, а также связи с районной пожарной службой и медийную поддержку взяло на себя историческое агентство «Ратоборцы». Естественно-научная часть работ разработана и выполняется сотрудники Института географии РАН Марией Бронниковой, Элей Зазовской, Александрой Гольевой и Юлией Карповой при участии микологов факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, специалистов по кремациям из лаборатории контекстуальной антропологии и геоботаников из лаборатории естественнонаучных методов в археологии Института археологии РАН.

Пожарный эксперимент является уникальным самостоятельным междисциплинарным начинанием, а также тесно связан с проектом РФФИ 19-29-05238 «Почвы как архивы пирогенных событий: климатические сигналы, этапы почвообразования, циклы углерода», который реализуется в отделе географии и эволюции почв Института географии РАН (одним из исследовательских блоков в нем являются работы с записью пирогенных событий на археологических объектах; руководитель проекта – Никита Мергелов).

Пирогенный эксперимент имеет медийное обеспечение, в котором участвует канал культурно-просветительского центра «Архэ», исторический журнал «Proshloe». Так, в рамках его нового проекта «Дневная поверхность» выпущен ролик «Разгар «Огненного эксперимента», где Мария Бронникова рассказала о том, что произошло за год на экспериментальной площадке.

Пузогрей :-) Пепелище после сжигания избы в 2019 г.

Так выглядит место контролируемого сжигания избы спустя год в 2020 г.

07/10/2020 - 09:00