Ученые Института географии: «В российско-украинском приграничье есть все предпосылки для восстановления отношений между жителями соседних районов»

Еще до введения режима самоизоляции сотрудники лаборатории геополитических исследований Института географии РАН Зотова Мария и Гриценко Антон провели полевые работы на двух участках российско-украинской границы: с Сумской и Харьковской областями Украины и с непризнанными республиками ДНР и ЛНР. Целью экспедиции было изучить изменение трансграничных практик и отношения местного населения к соседям и соседнему государству, к границе и к ее режиму. В исследование были включены два города в Белгородской области – Грайворон и Шебекино, три города в Ростовской области – Донецк, Гуково и Матвеев Курган. В них было проведено в общей сложности более 40 интервью с местными жителями и экспертных интервью с представителями муниципальных органов власти. Интервью проводились по заранее подготовленному гайду, включающему порядка 80 детализированных вопросов, объединенных в четыре основных взаимосвязанных блока: 1) опыт жизни в приграничье; 2) отношение к изменению режима границы; 3) трансграничные практики и их динамика с советского периода; 4) восприятие соседей и границы.

Все исследуемые населенные пункты в течение длительного времени развивались в тесных связях с территориями современной Украины. Их экономические и социальные связи были ориентированы на украинские крупные города, которые выполняли роль центров для всего пограничного макрорегиона. В результате в них сложились сообщества со смешанной русско-украинской идентичностью и определенными чертами украинской культуры.

«Изменение соседства и режима российско-украинской границы сказались на интенсивности и направлениях трансграничных практик, благосостоянии населения, а также усилило периферизацию небольших приграничных городов, затруднив их коммуникации и фактически отрезав от привычного украинского «рынка дешевых» и качественных товаров, – отмечает Мария Зотова. – Однако несмотря на ряд негативных последствий разрыва отношений с Украиной, восприятие жителей соседних регионов и границы в целом остается прежним. Люди, живущие в приграничной полосе, по-прежнему не разграничивают два государства и считают пространство единым».

Рассуждая об украинцах, информанты говорили не об этнокультурных различиях с ними, а делили соседей на сторонников и противников проводимой Россией политики. После острой фазы конфликта низовые отношения стали постепенно восстанавливаться. «Люди по обе стороны от границы устали от конфликтов и бедности и уверены, что, если сверху не будет противодействий, все обязательно образуется, – подчеркивает Антон Гриценко. – Накопленный потенциал социальных связей и отношений через границу дает надежды на будущее восстановление контактов и взаимодействий при благоприятной политической конъюнктуре», – подытоживает эксперт.

20/05/2020 - 11:15