К 90-летию Валерия Алексеевича Пуляркина (1930-2003 гг.)

28 апреля исполняется 90 лет со дня рождения известного советского и российского учёного, крупнейшего специалиста по экономической географии развивающихся стран и мирового сельского хозяйства, нашего коллеги и друга, доктора географических наук В.А. Пуляркина. Глубоко интеллигентный, скромный и доброжелательный человек, Валерий Алексеевич пришёл в Институт географии в начале 1950-х годов и проработал здесь всю жизнь.

Есть одна внеисторическая закономерность человеческой природы многих сильных духом людей, переживших лихолетья. Они не только раньше взрослеют, но и получают интуитивную способность делать выбор в ключевых жизненных вопросах, о котором не жалеют до конца дней.

Валерий Алексеевич Пуляркин относится к плеяде наиболее ярких отечественных географов второй половины ХХ века. Он оставил после себя весомое наследство: 230 печатных работ, из них 5 монографий, 7 книг. Его труды никогда не были конъюнктурными. В период стремительной дифференциации советской географической науки, базисом которой послужил 2-й параграф 4-й главы сталинского «Краткого курса ВКП(б)», он пишет свои ранние научные работы («Кашмир», «Цейлон»), которые намного ближе к традициям преданной в те времена анафеме антропогеографии, чем к мейнстримным трудам многих коллег по цеху. Сказалось благотворное влияние его учителя – И.А. Витвера.

Будучи латентным и не вульгарным детерминистом, В.А. Пуляркин был одним из тех, кто вместе с В.М. Гохманом и Я.Г. Машбицем по сути спас страноведение, досоветский стрежень отечественной географии, от полной деградации и возвращения в средневековую эмпирику. Давалось это непросто, поперёк господствующим реалиям в советской географической науке. Отношение к ней впоследствии он четко сформулировал в статье «История географических идей в кривом зеркале советских географов-теоретиков» (2001 г.). Одно название чего стоит!

Как ранние, так и поздние труды В.А. Пуляркина глубоко индуктивны. Осмысливая его статьи или монографии, трудно ответить на вопрос, кто он больше – преданный географии учёный или философ. Любая философия по своей природе наднаучное знание, попытка подняться выше науки. Валерия Алексеевича интересовали любимые им цивилизации Востока, глобальные проблемы человечества не как таковые, и не только для формирования своей географической картины мира. Изучая Азию как географ, он не мог со своим уровнем интеллекта и мировосприятия проглядеть главное на Востоке – поиск основ мироздания.

Глубокие аналитические сюжеты в его работах опирались на крепкий фундамент потрясающей памяти и эрудиции. И, конечно, трудоголизм. В.А. Пуляркин отреферировал многие тысячи (!) зарубежных работ по Азии, Африке, Зарубежной Европе. Вот такое было докомпьютерное счастье… И выжимал он из них прежде всего «нетленку». В этом секрет того, почему и сегодня труды Валерия Алексеевича, написанные десятилетия назад, воспринимаются как удивительно свежие и очень познавательные. Географам, особенно выбравшим объектом своих исследований Южную Азию, развивающиеся страны, мировое сельское хозяйство, нужно начинать свои изыскания с таких монографий, как «Западный Пакистан. Экономгеографическая характеристика» (1962), «Географические проблемы сельского хозяйства и продовольственные ресурсы в развивающихся странах» (1981), «Природопользование в развивающихся странах» (1995, с соавторами).

Смотря на мир философски, В.А. Пуляркин очень ясно видел и диагностировал остроту существующих и грядущих реальных проблем мирового развития. Одна из таких – экологическая. Он ясно понимал, что «двукрылая» география (с физико- и экономико- географическими крыльями, как писал В.П. Максаковский), но без «тела», в этой проблематике далеко не улетит. Именно поэтому в основе всех его работ – проблема взаимодействия природы и общества.

С 90-х гг. В.А. Пуляркин был сотрудником лаборатории географии мирового развития. И, естественно, пространственная организация мирового хозяйства являлась его темой. Специализировался он на мировом сельском хозяйстве. Но, опять же, В.А. Пуляркин смотрел на него не как на один из секторов экономики, а как на инструмент решения глобальной продовольственной проблемы. Именно поэтому в первую очередь его интересовал не «богатый Север», а «бедный Юг». Он был один из первых, кто рассматривал сочетание особых природных условий в низких широтах с относительной экономической отсталостью «Юга» в рамках ставшей теперь классической «Центро-Периферической» модели.

Работы Валерия Алексеевича Пуляркина, ставшие классическими, вошли в «золотой фонд» отечественной социально-экономической географии, а его избранные труды, озаглавленные «Локальные цивилизации во времени и пространстве (взгляд географа)», были опубликованы в 2005 г.

27/04/2020 - 22:45