Президент Международного союза по изучению четвертичного периода Таис ван Кольфсхотен представил в Институте географии РАН результаты новейших исследований истории среднего плейстоцена

С 1 по 4 октября Институт географии РАН посетил Таис ван Кольфсхотен - профессор Лейденского (Нидерланды) и Шаньдунского (Китай) университетов, Президент Международного союза по изучению четвертичного периода (https://www.inqua.org/), главный редактор журнала «Quaternary International» (https://www.journals.elsevier.com/quaternary-international).

За время своего визита проф. Т. ван Кольфсхотен сделал два доклада. 1 октября - выступил на Ученом совете ИГ РАН с сообщением на тему «Шёнинген (Германия) - опорный разрез для понимания стратиграфии среднего плейстоцена». Во время доклада автор представил подробную характеристику фауны млекопитающих из многослойного местонахождения Шёнинген. Эти материалы, совместно с комплексом данных, полученных другими методами (палинологическим, археологическим, геологическим, малакологическим и др.), позволили реконструировать сложнейшую историю второй половины среднего плейстоцена (среднего неоплейстоцена российской стратиграфической шкалы) и установить три межледниковых комплекса между оледенением эльстер (окским) и оледенением  заале (днепровским).

3 октября на совместном заседании Отдела палеогеографии четвертичного периода ИГРАН  и Отдела археологии каменного века Института археологии РАН проф. Т. ван Кольфсхотен представил доклад на тему «Среднепалеолитический килл-сайт в районе  Линцзин (г. Сюйчан, провинции Хэнань, Китай)». В докладе прозвучали текущие результаты палеонтологических исследований автора на данной стоянке.

Оба доклада вызвали большой интерес среди специалистов, занимающихся изучением четвертичного периода. В ИГРАН дважды собирались сотрудники не только самого Института, но и других академических институтов (Геологического, Палеонтологического, Почвенного, Археологии, Института геологии Коми НЦ УрО РАН, Институт геологии и минералогии имени В. С. Соболева СО РАН), а также МГУ им. М.В. Ломоносова и Музея ледникового периода.

ДляИГ РАН была большая честь принимать в своих стенах столь многоуважаемого гостя. Во-первых, проф. Таис ван Кольфсхотен уже более 20 лет активно работает с учеными из России, в том числе с сотрудниками Института географии РАН (д.г.н. А.К. Марковой, д.г.н. А.Ю. Пузаченко и др.). Он являлся со-координатором двух проектов НВО и РФФИ, направленных на изучение изменений фаун млекопитающих и растительных сообществ Европы в позднем плейстоцене и раннем голоцене. С российской стороны со-координатором являлась д.г.н. А.К. Маркова. Результатом многолетнего сотрудничества стали статьи в отечественных и зарубежных журналах, а также монография «Эволюция экосистем Европы при переходе от плейстоцена к голоцену (24 – 8 тыс. л.н.)».

Кроме того, сотрудники Института географии принимали и продолжают принимать активное участие в жизни Международного союза по изучению четвертичного периода (INQUA). Стоит отметить, что первым президентом образованной Ассоциации по изучению четвертичного периода Европы в 1928 году стал советский геолог, проф. Д.И. Мушкетов. В России международный конгресс ИНКВА проходил два раза (в 1932 г. В Ленинграде, а в 1982 г.  – в Москве). Сотрудники Института географии (проф. М.И. Нейштадт и проф. А.А. Величко) неоднократно входили в состав исполнительного комитета INQUA. Проф. М. И. Нейштадт лично принимал участие в подготовке и проведения шести Международных конгрессов INQUA (с VI по XI). Он был избран почётным председателем комиссии INQUA по изучению голоцена, почётным членом Бюро ассоциации по изучению четвертичного периода. Проф. А.А. Величко являлся почетным членом INQUA, председателем комиссии по палеогеографическим атласам (1982—1998 гг.), а с 1991 по 1995 гг. исполнял обязанности вице-президента INQUA.

09/10/2019 - 20:45