Регионы Сибири и Дальнего Востока становятся все более изолированными и менее доступными

Оценка уровня транспортной связности территории Сибири и Дальнего Востока в современных экономических и геополитических условиях и разработка рекомендаций по преодолению их изолированности стали основными целями научного проекта, первый этап которого завершил коллектив ученых Института географии РАН (А.С. Неретин, А.И. Ломакина, М.В. Зотова, В.А. Колосов) под руководством С.А. Тархова при поддержке гранта РГО-РФФИ №24/2017/РГО-РФФИ.

В результате постсоветских экономических трансформаций транспортная связность регионов Сибири и Дальнего Востока с остальной частью России и особенно между собой значительно ухудшилась: уменьшилось число авиарейсов, закрылся ряд местных аэропортов, сократилась сеть местного автобусного и речного сообщения, снизились объемы пассажирских перевозок на всех видах транспорта. Сыграло роль и уменьшение мобильности населения в результате ухудшения соотношения между стоимостью поездок и средней по регионам Сибири и Дальнего Востока ценой потребительской корзины, соотнесенной со средними доходами.

С целью изучения динамики транспортного сообщения в районах Сибири и Дальнего Востока и оценки транспортной доступности периферийных населенных пунктов и территорий с низкой транспортной освоенностью участники проекта совершили три экспедиции в республику Саха-Якутия, Магаданскую область и Красноярский край.

Пассажирский транспорт Дальнего Востока имеет много уникальных черт. Во всех трёх регионах сохранена местная авиация. Перевозки региональными авиапредприятиями выполняются по 4 маршрутам в пределах Магаданской области, по 29 направлениям — в республике Саха-Якутия и по 14 направлениям — в Красноярском крае. Однако экономически рентабельные тарифы очень высоки (от 5000 до 30000 руб. в один конец). Программа субсидирования региональных авиаперевозок сохраняется, но льготу в размере 50% могут получить лишь определённые категории граждан и исключительно в весенне-летний период. Поэтому проблема тарифной доступности местного авиационного транспорта остаётся на Дальнем Востоке крайне острой.

Для многих небольших населённых пунктов единственным видом сообщения с «большой землёй» по-прежнему остаются речные перевозки. Однако к 2018 г. сеть таких маршрутов сохранилась в очень усечённом виде из-за критического состояния водных путей, портовой инфраструктуры и пассажирского флота. В летний период (с июня по сентябрь) по ключевым маршрутам «Красноярск — Дудинка» и «Якутск — Тикси» теплоходы отправляются только один раз в 6-14 дней.

Важную роль речной транспорт выполняет в Якутии, где паромная линия, связывающая Якутск и Нижний Бестях, особенно востребована в летнее время. Зимой пассажиры чаще предпочитают попутный автомобильный транспорт или частников, организовавших автобусные маршруты по ледовой переправе. В период ледохода перевозки обеспечиваются суднами на воздушной подушке, однако стоимость таких поездок составляет 1000 руб. в один конец вместо 150 руб. на автобусе или пароме. Это значительно ограничивает транспортную доступность поселений правого берега в апреле и ноябре.

Интенсивность автобусного сообщения сокращается во всех рассмотренных регионах. В Якутии и Магаданской области все большую популярность приобретает личный автомобильный транспорт, так как на многих маршрутах число регулярных автобусных рейсов кардинально сократилось, и стоимость билета приближается к затратам на бензин при той же дальности поездки. Например, в Якутии только 5 маршрутов характеризуются высокой частотой сообщений (более 10 рейсов в сутки), а в Магаданской области такой маршрут только один — он связывает Магадан с аэропортом и посёлком Сокол.

В Красноярском крае также можно выделить 5 ключевых направлений междугородних перевозок автобусным транспортом: в Енисейск (на север), Назарово / Шарыпово (на запад), Дивногорск / Минусинск (на юг), Канск (на восток) и Сосновоборск / Железногорск (на северо-восток). Пригородная сеть маршрутов очень разрежена (12 направлений с невысокой частотой рейсов). Важное значение для региона сохраняет пригородное железнодорожное сообщение, которое практически не пересекается с сетью автобусных перевозок.

Участники проекта планируют продолжить изучение особенностей пассажирского транспорта регионов Сибири и Дальнего Востока на примере Новосибирской области, Забайкальского края и Иркутской области.

 

Вид из окна автобуса сообщением «Майя Нижний Бестях Якутск» на переправу через Лену (15 апреля 2018 г.).

Речной порт г. Якутска судна, предназначенные для регулярных пассажирских перевозок.

Автобусная остановка в Палатке (Магаданская область, 81 км Колымского тракта).

Ключевые параметры междугороднего пассажирского сообщения в республике Якутия.

23/05/2018 (Весь день)