«Особый взгляд» на географическую карту: как ИГРАН и Фонд «Искусство, наука и спорт» решают проблему изучения географии в специальных школах для детей с ограниченными возможностями по зрению

Люди с нарушением зрения изначально не обладают умением «читать» тактильную карту, их необходимо обучать распознавать и понимать ее текстуру, содержащую в себе ключ к картографической информации. Внедрение тактильных карт в образовательный процесс в специальных школах поможет научить школьников «читать» карты с самого детства, что незаменимо при познании окружающего мира.

Эта задача решается в рамках совместного научно-практического проекта фонда «Искусство, наука и спорт» и Лаборатории картографии Института географии РАН. Проект имеет как научную, так и конкретную практическую составляющую, которая позволит создать наборы карт на территорию России и отдельных регионов. Первыми регионами реализации проекта являются Рязанская и Калужская область. 26 апреля в специализированной школе №26 г. Рязани прошла открытая лекция по теме тактильной и тифлокартографии, а также разработаны и безвозмездно предоставлены серии тактильных карт на соответствующие регионы общим количеством более 50 шт. 28 апреля такое же мероприятие состоится в специальной школе г. Мещовск Калужской области.

 

Как отмечает руководитель данного проекта со стороны Института географии РАН, заведующий Лабораторией картографии Андрей Медведев, стандартизация символов для рельефных карт обсуждалась во многих странах в течение ряда лет: «Существует столько же мнений, сколько и создателей карт. Стандартизация является зачастую сложным процессом даже в пределах одной страны, а применение различных производственных процессов также усложняет стандартизацию. Мы стараемся в рамках проекта использовать все существующие на данный момент времени технологии и знания в этой области».

Адекватное восприятие пространственной информации без использования визуальной сенсорной системы возможно. Любой элемент географической карты (пространственный ориентир, масштаб, название географического объекта, условное обозначение) является условным раздражителем, на который возникает восприятие географической карты в порядке временной связи. Образование условного рефлекса идёт принципиально одним и тем же путём при использовании разных сенсорных систем.

 

Человеческий глаз может различить элементы, которые тактильно из-за размеров обнаружить нельзя. Сведения о том, что люди с ограниченными возможностями по зрению обладают более развитым тактильным ощущением, являются неверными. Речь идёт скорее о большем опыте работы с тактильной графикой и развитым навыкам её чтения.

Одной из задач проекта, который реализуется в рамках Программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд», является улучшение обеспечения образовательного процесса в специальных школах и внедрение тактильных картографических произведений для использования на уроках географии и изучения родного края.

28/04/2017 - 14:45