Для модернизации Северного Кавказа недостаточно инициатив федерального центра

27-30 января 2017 г. в Париже (Франция) в Фонде наук о человеке состоялась финальная конференция европейского исследовательского проекта CASCADE «Exploring the Security-Democracy Nexus in the Caucasus», посвященная изучению кавказских государств и обществ с целью выявления основных причин конфликтов и угроз безопасности, а также анализу связей между регионом и его соседями.

Участники проекта из Франции, Великобритании, Германии, Швеции, Грузии, Армении и России подвели заключительные итоги трехгодичного исследования, посвященного изучению безопасности и демократизации на Кавказе.

Сотрудники Института географии РАН - Колосов В.А., Вендина О.И., Стрелецкий В.Н., Глезер О.Б., Гриценко А.А., Зотова М.В. Себенцов А.Б., - в рамках поставленной перед ними задачи анализировали социально-экономическую ситуацию в Северо-Кавказском федеральном округе, и пришли к выводу, что для модернизации Северного Кавказа недостаточно инициатив федерального центра. Успешность и эффективность реализации проектов развития во многом зависят от решения многочисленных институциональных, земельных и внеэкономических проблем, степени вовлеченности в проекты местного населения и малого бизнеса. Низкий уровень межличностного доверия, отсутствие кооперации и конфликты служат преградами для осуществления многих перспективных локальных инициатив, особенно в сельском хозяйстве.

«Северный Кавказ – наиболее нестабильный регион России, характеризуемый этнополитическими и территориальными конфликтами, кризисными явлениями в экономике, социальной турбулентностью и ростом влияния ислама, – отметила один из основных участников проекта CASCADE Ольга Вендина. - Происходящие в северокавказских республиках процессы описываются как в терминах «модернизации», так и «демодернизации». Вопросы развития региона - ключевые в повестке дня федеральных и региональных властей. При этом их взгляды на возможности и пути развития существенно различаются. Практически все региональные элиты акцентируют уникальность «своих» республик, а федеральные власти, напротив, стремятся уйти от асимметрии отношений, видя решение проблемы в более широком использовании унифицированных и политически нейтральных подходов к развитию. В такой ситуации особенно важно оценить итоги управленческих усилий по развитию регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и процессы адаптации проводимых реформ к особенностям региона, симбиозу результатов самоорганизации населения, федеральных и региональных новаций».

Более подробная информация представлена на официальном сайте проекта CASCADE: www.cascade-caucasus.eu

09/02/2017 - 21:30