Друзья, погиб наш дорогой друг и коллега Костя Смирнов

Смирнов Константин Ефремович (1944-2016)

В Крыму во время экспедиционных работ погиб географ и гляциолог - красивый, доброжелательный и героический человек, отдавший Институту географии годы долгой жизни…

Еще недавно мы праздновали его 70-летие. А 29 апреля сего года по традиции собирались на его очередном дне рождения на Вавилова, 37. 

Погиб Костя … Сколько помнится - в Институте он был всегда. Собирался в поле, в командировку, на картошку, в поездку для организации стационарных исследований. И все по первому зову. Рюкзаки, вьючные ящики, палатки, спальники, инвентарь и оборудование для экспедиционного быта, приборы для бурения льда и отбора образцов для анализов - все это с конца 1960-х годов окружали его постоянно. Потом начались работы в Антарктиде и мы подолгу не виделись, но знали, что там на Южном полушарии, вниз головой бродит наш друг и становилось спокойно за отечественную гляциологическую науку. Она была в крепких руках. Недаром на один из юбилеев Кости в зале Института его друзья из Института Арктики и Антарктики подарили ему пузырек с водой из того самого озера Восток. А в самые трудные 1990-ые годы – трудные для страны, Академии и Института - Костя стал заместителем директора Института. Помогал существовать, выживать… как мог… Потом были тяжелые экспедиции на Кавказ, где требовалось его умение во всем - и в обеспечении транспортом, и в организации быта, да и в решении сложных вопросов сохранения и доставки керна с ледника на Эльбрусе. 

Костя погиб… Этого не случилось в те далекие времена на зимовке в Антарктиде, когда он оказался в самом эпицентре страшного пожара. Сезонов в Антарктиде было много и все, как можно понять, «на грани». Не погиб он во время полевых работ на Полярном Урале, в Арктике на ледниках, где любой шаг – риск расстаться с жизнью. В последние годы каждый сезон, сначала на старой, а потом и на новой экспедиционной «Газели» он работал с отрядами гляциологов на Кавказе, с отрядом биогеографов на Валдае. Сказать, что работалось с ним хорошо, это значит, ничего не сказать. Он был душой экспедиционных отрядов, незаменимым помощником во всем, что касалось быта, житейских отношений. И в этом году уже обсуждали детально и его работу в Курске и на Валдае. Строили планы экспедиций. И вот такое горе, горе вселенское. Думаю, что для многих в Институте эта потеря – потеря родного и близкого человека, образ которого ассоциируется со всем лучшим в человеческих отношениях, с доброжелательностью и интеллигентностью, с тем, что отличало коллектив Института на протяжении многих десятилетий.

Костя погиб… Мы осиротели. Осиротела и его многочисленная семья, дети и, особенно, внуки, которых он все время старался поддерживать. Мы потеряли человека, улыбка которого побуждала преодолевать трудности жизни, помогала в тяжелые времена, поддерживала и давала надежду. Костя, прощай. Мы тебя будем помнить всегда, пока сами живы. Столько мест есть на Земле, которые теперь будут все время напоминать нам о тебе. Ты оставил после себя добрый след, светлую память.

Прощание с Константином Ефремовичем состоятся в четверг 19 мая в 13-30 на Николо-Архангельском кладбище - крематорий - подъезд 3, зал 3 (от метро Новокосино автобус 706 до конца). Автобусы от Института (Старомонетный, 29) всего 40 мест - отходят в 11-30. Кто может - лучше на своих машинах.
Поминки по адресу ул. Миклухо-Маклая, 13, после кремации на этих же автобусах.

01/04/2016 - 18:45