Методологический семинар А.В. Фененко "Актуальны ли сегодня уроки Февральской революции?"

7 апреля 2023

Методологический семинар с докладом доктора политических наук доцента кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова А.В. Фененко "Актуальны ли сегодня уроки Февральской революции?", состоится 7 апреля в 17 часов в конференц-зале на Старомонетном 29 стр. 4.

За минувший год Февральская революция стала одной из популярных исторических аллюзий. Их общий лейтмотив сводится к тому, что наша страна не должна повторить негативный опыт февраля 1917 года. Вместе с тем этот негативный опыт рационализируется довольно туманно: Россия якобы была на грани победы в войне, но «тёмные силы» при поддержке извне (то ли союзников, то ли противников) устроили аналог «Майдана», который привёл к краху государственности. Вопросы о том, почему в России не нашлось сил для зашиты государственности и почему наша страна не знала значимого реставрационного движения, остаются за рамками этих дискуссий. Равно как и вопрос о том, действительно ли Россия была в феврале 1917 г. на грани победы.

Между тем, Февральская революция даёт нам несколько актуальных уроков, которые в самом деле могут быть полезны при осмыслении современных событий.

Первый урок, который дала нам Февральская революция, — безответственный патриотизм иногда не менее опасен для страны, чем измена.

Второй урок Февральской революции — излишне бравурная пропаганда без достижения реальных успехов может повлечь за собой крах государства.

Третий урок Февральской революции — революция в ходе войны возникает как ответ на неспособность одержать победу, а не для того, чтобы несуществующую победу украсть.

Четвертый урок Февральской революции для России: союз либералов и патриотов вполне реален — они могут вступить в альянс ради достижения тактических результатов.

Пятый урок Февральской революции: неверно выбранная государственная идеология может привести к распаду государства, хотя в краткосрочной перспективе ее негативные последствия могут быть не видны.

Шестой урок Февральской революции: внутриэлитные конфликты могут сделать даже великую державу объектом для внешней экспансии.

В нарративе нашей истории возникла странная лакуна: Российская империя — некий «провал» — создание новой страны. Изучение этого «провала» и извлечение из него уроков долгое время не приветствовались. Но если вовремя не извлечь уроки истории, то может возникнуть опасность оказаться перед угрозой их повторения на новом историческом витке.